Ходжалы - Будем помнить вечно

До Ходжалы азербайджанцы думали, что... армяне были не способны поднять руку на гражданское население. Мы смогли сломать этот [стереотип]

Серж Саргсян - президентом Армении

Barbed Wire

История

За десятилетия советской власти Армения с помощью Москвы стратегически и систематически расширяла свои территории по всему Кавказуза счет Азербайджана, вытесняя при этом тысячи азербайджанцев. В 1920 году Советский Союз незаконно объявил регионы Азербайджана Басаркечар и Ведибасар вместе с частями Зангезура территорией Армении. В 1923 году Нагорно-Карабахскому региону Азербайджана был присвоен "автономный статус". 20 февраля 1988 года Совет народных депутатов Нагорно-Карабахской автономной области при поддержке Армении подал ходатайство в Верховный Совет Азербайджанской ССР и Армянской ССР о передаче Нагорного Карабаха из состава Азербайджана в состав Армении. Многие рассматривают это как первый шаг к конфликту. Данное ходатайство было обсуждено законодательным органом Азербайджанской ССР и отвергнуто как противоречащее конституции. Однако армяне продолжали настаивать на своих требованиях. После распада Советского Союза в 1991 году и в связи с растущей нестабильностью в регионе в Нагорном Карабахе завязался вооруженный конфликт.

Ходжалинскаярезня

Ходжалы являлся вторым по величине городом в Нагорном Карабахе общей площадью 7,5 км2, где находился единственный в регионе аэропорт. Население Ходжалы до территориальных претензий Армении составляло 23757 человек, но сократилось до 2500 перед роковым февральским днем. Ситуация в феврале 1992 года была удручающей для Ходжалы: не было телекоммуникаций, электричества, парафина, воды, а все продукты питания, кроме местного картофеля, закончились 21 февраля. Спастись в этих ужасных условиях было нелегко. Дороги из Ходжалы в близлежащие территории Азербайджана были отрезаны армянскими силами и войсками бывшего СССР, которые продолжали находиться в Нагорном Карабахе, поэтому вертолет был единственным способом добраться до города; это приводило к постоянной стрельбе с армянской стороны. Единственным вариантом для населения Ходжалы оставалось бежать из города пешком, что было тяжелым и опасным путем к спасению. Жители Ходжалы были особенно уязвимы 26 февраля 1992 года.

Накануне 25 февраля армянские войска начали окончательный (по их мнению) захват области. Жителям Ходжалы было сказано, что им будет предоставлен коридор для безопасной эвакуации; вскоре они узнали, что это было жестоким обманом. Когда все население города начало покидать Ходжалы, армянские войска и солдаты 366-го мотострелкового полка Советской Армии преградили им путь на границе. Армянские войска встретили горожан ожесточенным огнем. Перепуганные и безоружные люди, большинство из которых составляли женщины и дети, были убиты.

Во время резни армянские войска убили 613 мирных азербайджанцев, в том числе 106 женщин, 63 ребенка и 70 стариков. Из этого числа 487 человек, в том числе 76 детей, получили ужасные ранения и 56 были убиты методами, классифицированными как "крайне жестокие". Гражданские лица были расстреляны в упор, скальпированы и сожжены заживо. У одних были выколоты глаза, другие были обезглавлены. Одна беременная женщина была заколота штыком в живот. Раненые жители, которым удалось спастись, были вынуждены идти через горы, вследствие чего многие из них погибли от холода. 1275 человек были взяты в заложники.

После того, как все граждане Ходжалы были убиты, брошены в тюрьму или бежали из города, армянские солдаты быстро взяли регион под свой контроль; их дополнительной задачей являлось сокрытие масштабов бойни. Азербайджанские вертолеты пытались забрать тела, но постоянно попадали под обстрел. Большинство погибших перевозились грузовиками. Тем не менее, местонахождение еще 150 жертв остается неизвестным. Резня в Ходжалы со стороны Армении противоречит международному праву и нарушает Женевские конвенции, а также статьи 2, 3, 5, 9 и 17 Декларации прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года).

Армянская версия

Как только новости о резне начали распространяться, Армения заняла оборонительную позицию. "Это сфабрикованная правительством неверная интерпретация трагических событий, случившихся в Ходжалы". В одном заявлении утверждалось, что резня была не более чем результатом стандартной военной операции; при этом указывалось, что жертвы среди гражданского населения были связаны с азербайджанскими войсками, защищавшими свою территорию. Вопреки этому утверждению, статистика доказывает, что большинство отступающих были мирными жителями, в основном женщинами и детьми. Армения также утверждает, что Народный фронт Азербайджана уничтожил 100 азербайджанских и армянских граждан, расположив трупы таким образом, чтобы свалить вину на армян. Согласно еще одному заявлению армянской стороны, показанные в средствах массовой информации кадры изуродованных азербайджанцев на самом деле являются подделкой.

Реакция СМИ

В ответ на заявления Армении в журнале Timeпоявилось следующее сообщение: "Поверхностное объяснение армянской стороны, которая утверждает, что умышленных убийств мирного населения совершено не было, вряд ли можно назвать убедительным". Организация по защите прав человека (HumanRightsWatch) посчитала объяснения Армении абсолютно "неубедительными", а международное общество "Мемориал" со штаб-квартирой в Москве прокомментировало: "Массовое убийство мирных жителей в Ходжалы не может быть оправдано ни при каких обстоятельствах, а действия армянских боевиков являются грубым нарушением нескольких основных международных конвенций по правам человека".

Другие крупные информационные агентства прокомментировали данные события в таком же духе:

TheSundayTimes (1 марта 1992 года) "Сотни бежавших семей зверски убиты армянскими солдатами":

Больница в Агдаме стала центром ужаса и террора. По словам врачей, в больницу поступило 140 пациентов, которым удалось избежать расправы; большинство их них имели огнестрельные или глубокие ножевые ранения.

TheTimes (2 марта 1992 года) "Холмы в Карабахе усеяны трупами":

Беженцев расстреливали прямо на ходу.

TheWashingtonTimes (2 марта 1992 года) "Азербайджанцы убиты и обращены в бегство в результате армянского налета":

Азербайджанское телевидение показало грузовики с трупами из Ходжалы.

TheNewYorkTimes (3 марта 1992года ) "Сообщения о резне, учиненной армянами":

Азербайджанские чиновники и журналисты, которые прилетели на вертолете в регион с кратким визитом, вернулись с тремя мертвыми детьми с оторванными затылками.

TheTimes (3 марта 1992 года) "Стало известно о резне":

Более 60 тел, в том числе женщин и детей, было обнаружено на склонах холмов в Нагорном Карабахе, сотни пропали без вести.

Newsweek (16 марта 1992 года) "Правда о кровавой бойне":

Многие были убиты в упор, пытаясь спастись; у одних жертв были изуродованы лица, другие были скальпированы.

Неэффективные меры международного сообщества

Несмотря на шквал международных новостей сразу же после резни, западные СМИ быстро переключили свое внимание на другие основные конфликтные зоны того времени, такие как Балканы и Руанда. В результате, подавляющее большинство мирового населения ничего не знает о Ходжалы или продолжающемся нагорно-карабахском конфликте между Арменией и Азербайджаном.

Западные политики и мировые лидеры не спешили осудить это ужасное событие, и мир спокойно наблюдал за тем, как главный зачинщик этой бойни, бывший министр обороны Серж Саргсян, стал президентом Армении. Слова этого человека были процитированы в книге Томаса де Ваала "Черный сад": "До Ходжалы азербайджанцы думали, что... армяне были не способны поднять руку на гражданское население. Мы смогли сломать этот [стереотип]".

Западные правительства и средства массовой информации закрывают глаза на события в Ходжалы в связи с армянским лобби на Западе, которое оказывает чрезмерное влияние благодаря многочисленной армянской диаспоре. Другие подвержены влиянию заявлений о так называемом "геноциде армян", произошедшем в 1915 году. Ни один из этих рычагов влияния не должен служить оправданием ужасных событий 26 февраля 1992 года и продолжающимся несоблюдением Арменией норм международного права.

Наша миссия

Общество Европа-Азербайджан (ОЕА) ищет признания этой трагедии международным сообществом и призывает мир к действию. Армения продолжает оккупировать Нагорный Карабах и семь прилегающих к нему территорий, все из которых находятся в пределах международно-признанных границ Азербайджана. В ходе нагорно-карабахского конфликта погибло более 20000 азербайджанцев, тысячи были ранены или получили увечья, были разграблены и сожжены сотни населенных пунктов. В общей сложности, 875 тысяч азербайджанцев стали внутренне перемещенными лицами (ВПЛ) и беженцами, что составляет около одной девятой части общей численности населения Азербайджана. По данным Департамента общественной информации ООН, в Азербайджане насчитывается наибольшее число ВПЛ на душу населения в мире.

В частности, ОЕА преследует следующую цель:

  • Признание правительствами европейских стран и ЕС, что Ходжалинская трагедия - это массовое убийство, совершенное Арменией.

Кроме того, ОЕА ставит перед собой следующие задачи:

  • Признание европейскими государствами и Европейским союзом того, что ситуация, сложившаяся в Нагорном Карабахе, неприемлема.
  • Подтверждение странами ЕС и Европейским парламентом того факта, что Армения несет ответственность за этот конфликт, а также того, что они готовы применить экономические и дипломатические санкции против Армении в случае, если она не выведет свои оккупационные силы.
  • Достижение соглашения о том, чтобы 875000 азербайджанских беженцев и ВПЛ, ставших жертвами конфликта, было разрешено вернуться домой.
  • Полный вывод вооруженных сил Армении с оккупированных территорий и прекращение дальнейшей экспансии.
  • Продолжение переговоров о будущем статусе Нагорного Карабаха.

Barbed Wire

В память о трагическом событии и его жертвах на рассмотрение Палаты общин была представлена парламентская петиция (Early Day Motion).

Прощение и мир невозможны без справедливости и признания со стороны всего международного сообщества.

Брошюры: Ходжалы - Будем помнить вечно

Основные страницы

Khojaly Never Forgotten

Before Khojaly, the Azerbaijanis thought that...the Armenians were people who could not raise their hands against the civilian population. We were able to break that [stereotype].

Serzh Sargsyan – President of Armenia

Barbed Wire

Khojaly – Background

During the decades of Soviet rule throughout the Caucasus, Armenia, with the help of Moscow, strategically and systematically expanded its territories into Azerbaijan – expelling thousands of Azerbaijanis in the process. In 1920, the Soviet Union falsely declared Armenian ownership of the Azerbaijani regions of Basarkechar and Vedibasar, together with parts of Zangezur. In 1923, the Nagorno-Karabakh region of Azerbaijan was given ‘autonomous status.’ On 20 February 1988, the Soviet of the People’s Deputies of the Nagorno-Karabakh Autonomous Region, with the support of Armenia, submitted a petition to the Supreme Soviets of the Azerbaijan SSR and Armenian SSR to transfer Nagorno- Karabakh from Azerbaijan to Armenia. Many regard this as the first step towards the conflict. It was discussed by the legislative body of the Azerbaijan SSR, and was rejected as being contrary to its constitution. The Armenians, however, continued to promote their claim. Following the dissolution of the Soviet Union in 1991, and with growing regional instability, armed conflict began in Nagorno-Karabakh.

The Khojaly Massacre

Khojaly was the second largest town in Nagorno-Karabakh, with a total area of 7.5km2, and was home to the only airport in the region. The Khojaly population before Armenia’s territorial claim was 23,757, but this had dwindled to 2,500 before that fateful February day. The situation in February 1992 was exceptionally bleak for Khojaly – there were no telecommunications, electricity, paraffin or water, and all food, other than locally-grown potatoes, ran out on 21 February. Escaping these dire conditions was not easy. The roads from Khojaly to surrounding Azerbaijan had been cut off, blockaded by Armenian forces and troops of the former USSR that were still in Nagorno-Karabakh, making helicopter access the only way to reach the town, and this attracted constant Armenian gunfire. The only other option for the Khojaly population was to flee the town on foot, which was an arduous, treacherous journey to safety. The inhabitants of Khojaly were at their most vulnerable on 26 February 1992[EP1].

On the eve of 25 February, Armenian armed forces began what they anticipated would be a final takeover of the area. Khojaly residents were told that if they evacuated they would be granted safe passage – they were soon to discover that this was a horrific act of deception. As the entire town’s population began to flee Khojaly, Armenian armed forces and members of the No. 366 Soviet motorised rifle regiment confronted them on the border. Armenian armed forces met the townspeople with fierce gunfire. The terrified and unarmed population, the majority of whom were woman and children, were slaughtered.

During the massacre, Armenian armed forces murdered 613 innocent Azerbaijanis, including 106 women, 63 children, and 70 elderly people. Of these deaths, 487, including 76 young children, had horrific injuries and 56 were killed by methods classified as ‘severe cruelty.’ Civilians were shot at close range, scalped and burned alive. Some had their eyes gouged out and others were beheaded. One pregnant woman was even bayoneted in the abdomen. Those wounded inhabitants who escaped the gunfire were forced to trek through the mountains to safety – many perished in the cold. A further 1275 people were taken hostage.

Once all the Khojaly citizens had been slaughtered, imprisoned, or had fled the town, Armenian soldiers quickly took control of the region with the partial objective of obscuring the scale of the massacre. Azerbaijani helicopters attempted to pick up the bodies, but continually came under fire. Most of the dead were carried in vehicles, being transported by the truckload. However, the whereabouts of a further 150 victims remain unknown. The massacre at Khojaly by Armenia contravened international law and violated Geneva conventions and articles 2, 3, 5, 9, and 17 of the Declaration of Human Rights (adopted by the UN General Assembly on 10 December 1948).

Armenia's Story

As news of the massacre began to spread, Armenia reacted defensively. Its government fabricated inaccurate accounts of the tragic events that took place in Khojaly. One statement claimed that the massacre was nothing more than the result of a standard military operation, stating that civilian casualties were attributable to Azerbaijani troops defending their territory. Contrary to this claim, the statistics proved that the majority of retreating inhabitants were civilians, mostly women and children. Armenia also claimed that the Azerbaijani Popular Front massacred 100 Azerbaijani and Armenian civilians, positioning the dead bodies in order to apportion blame to the Armenians. Another Armenian claim was that media footage of disfigured Azerbaijanis was actually faked.

The Media's Response

A report in Time magazine responded to Armenia’s claims, stating: “The facile explanation offered by the attacking Armenians, who insist that no innocents were deliberately killed, is hardly convincing.” Human Rights Watch found Armenia’s explanations overwhelmingly ‘unconvincing’ and Memorial, the Moscow-based human rights group, stated that: “The mass killing of civilians in Khojaly could not be justified under any circumstances, and the actions of Armenian militants were in gross violation of several basic international human rights conventions.”

Other major media outlets described the story in a similar horrified manner:

The Sunday Times (1 March 1992) Armenian soldiers massacre hundreds of fleeing families:

Agdam hospital was a scene of carnage and terror. Doctors said they treated 140 patients who escaped slaughter, most with bullet injuries or deep stab wounds.

The Times (2 March 1992) Corpses litter hills in Karabakh:

The refugees had been shot down as they ran.

The Washington Times (2 March 1992) Armenian raid leaves Azerbaijanis dead or fleeing:

Azerbaijani television showed truckloads of corpses being evacuated from the Khojaly area.

The New York Times (3 March 1992) Massacre by Armenians being reported:

Azerbaijani officials and journalists who flew briefly to the region by helicopter brought back three dead children, with the backs of their heads blown off.

The Times (3 March 1992) Massacre uncovered:

More than 60 bodies, including those of women and children, have been spotted on hillsides in Nagorno-Karabakh; hundreds are missing.

Newsweek (16 March 1992) The face of a massacre:

Many were killed at close range while trying to flee; some had their faces mutilated, others were scalped.

Ineffectual Response of the International Community

Despite a flurry of international news coverage immediately following the massacre, western media outlets quickly turned their attention to the other major conflict zones of the era, such as the Balkans and Rwanda. As a result, the vast majority of the world’s population knows nothing about Khojaly or the ongoing Armenian–Azerbaijani Nagorno-Karabakh conflict.

Western politicians and world leaders were slow to condemn this horrific event, and the world stood by as the mastermind of this massacre, former Defence Minister, Serzh Sargsyan, became President of Armenia. This man was quoted in the book Black Garden by Thomas de Waal, as stating: “Before Khojaly, the Azerbaijanis thought that...the Armenians were people who could not raise their hands against the civilian population. We were able to break that [stereotype].”

Western governments and media outlets may turn a blind eye to Khojaly, due to the Armenian lobby in the West, which exercises disproportionate influence because of the extensive Armenian diaspora. Others may be influenced by claims regarding the alleged ‘Armenian genocide’ in 1915. Neither of these influences can justify the abhorrent, horrific acts of 26 February 1992 and Armenia’s continued flouting of international law.

Our Mission

The European Azerbaijan Society (TEAS) seeks recognition by the international community of this tragedy, and encourages the world to act. Armenia continues to occupy Nagorno-Karabakh and seven surrounding regions, all within the internationally-recognised borders of Azerbaijan. The Nagorno-Karabakh conflict resulted in more than 20,000 Azerbaijani deaths, with many thousands being being wounded or maimed, and hundreds of settlements were looted and burned. Altogether, 875,000 Azerbaijanis became internally displaced persons (IDPs) and refugees – nearly one ninth of the total Azerbaijani population. According to the UN Department of Public Information, Azerbaijan has one of the highest IDP populations per capita in the world.

Specifically, TEAS seeks:

  • Recognition from European governments and the EU that the Khojaly tragedy was a massacre perpetrated by Armenia.

Additionally, TEAS seeks:

  • Recognition from EU nation states and the European Parliament that the current situation in Nagorno-Karabakh and the seven surrounding regions is unsustainable.
  • Acknowledgement from EU nation states and the European Parliament that Armenia is responsible for this conflict and it is prepared to apply economic and diplomatic sanctions against Armenia, unless it withdraws its occupying forces.
  • Agreement that the 875,000 Azerbaijani IDPs and refugees who are the victims of the conflict should be able to return home.
  • Complete withdrawal of Armenian military forces from the occupied territories and an end to further expansionism.
  • Continued negotiation about the future status of Nagorno-Karabakh.

Barbed Wire

An Early Day Motion has been tabled in the House of Commons to commemorate the event and in memory of the victims.

Forgiveness and peace cannot come without justice and recognition by the entire international community.

Brochure: Khojaly: Never Forgotten